Идём в школу.

ем в школу.

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Делать ли уроки с первоклассником?

Безусловно, родители обязательно должны интересоваться тем, как проходит школьная жизнь их ребенка. Если же малыш ещё первоклассник, то простыми расспросами и просматривание дневника не обойтись.

Ведь ребенок, попал в незнакомый коллектив, с новыми правилами и требованиями, он испытывает колоссальный стресс, и пока не может точно понять, чего именно от него хотят. Родители должны поддержать его в этот сложный период, показывать и рассказывать, что и как нужно делать. Запомните, именно сейчас формируется отношение ребенка к учебе и конечно, к выполнению домашних заданий. Помогите ему сформировать правильное отношение к этому важному и нужному процессу. Приготовление уроков с ребенком – это довольно хлопотный и кропотливый труд, от родителей потребуется не только терпение, корректность, но и сила воли, ведь дети такой народ, что предсказать, что они придумают в очередной раз, чтобы не садиться за учебники, просто невозможно. Чаще всего, первоклашки тратя на уроки, очень много времени из-за того, что часто отвлекаются по любому поводу. Они пока не в состоянии очень долго на чем-то концентрироваться, поэтому их внимание может отвлечь все что угодно. Задача родителей – следить за тем, чтобы ребенок не отвлекался, но не делать уроки вместо него.

Очень важно, чтобы у ребенка был четкий распорядок дня, который предусматривает и отдых, и прогулку, и специальное время для выполнения домашних заданий. Желательно, чтобы каждый день ребенок делала уроки в одно и то же время. Выполнение домашних заданий должно стать для ребенка таким же привычным и обязательным делом, как еда, купание, или ночной сон. Школьник должен быть в курсе своего расписание, так ему будет намного легче и спокойнее, он всегда знает, что за чем следует, и чего ему ожидать. Сразу после школы, малышу нужно покушать и отдохнуть, затем прогулка. Оптимальное время для домашних заданий с 15 до 17 часов. Не стоит сидеть над уроками по несколько часов подряд, обязательно делайте перерывы, как в школе. Если какой-то предмет дается малышу хуже остальных, оставьте его на самый конец, иначе ребенок устанет, как эмоционально, так и физически и у него может просто не хватит сил на выполнение других заданий. Начинайте всегда с того, что у ребенка получается лучше всего – это придаст ребенку уверенности в своих силах и поднимет ему настроение. Во время приготовления уроков, очень важен настрой родителей. Если Вы чем-то раздражены, постарайтесь успокоиться, или попросить кого-то из домашних помочь ребенку вместо Вас. Держите себя в руках, не кричите и не ругайте ребенка, поверьте, он старается, просто не все и не всегда у него получается и это абсолютно нормально. Постоянными упреками и криками Вы только ещё сильнее расстроите и разозлите малыша. Наоборот, даже если у него получается не очень хорошо, подбодрите, скажите, что Вы уверены в том, что дальше будет намного лучше. Ваше терпение и поддержка это залог успеха.

2.Ваш ребенок идет в первый класс: что он умеет?

Речь пойдет не об интеллектуальных навыках и как их приобрести. И не о способности слушать взрослого или уживаться в коллективе. Речь пойдет об особенностях детской младшешкольной психики, о том, что она, психика, уже умеет, а что будет только приобретать и какие выводы из этого следуют.

Первое что необходимо помнить мамам и папам, а так же бабушкам и дедушкам: ребенок это не маленький взрослый. Все детство и отрочество и даже юность человек развивает свои психические функции, необходимые ему для «выживания» во взрослом мире. Он не рождается с набором этих функций, и требовать чего-то от ребенка зачастую просто нелепо: у него не «отросли» и не сформировались необходимые для выполнения определенных навыков части мозга. Все, что ребенок не может сделать – является следствием того, что ему это сделать еще нечем. И младший школьник в этом плане тот же младенец – только младенец учится эмоционально взаимодействовать с мамой, кушать, видеть, слышать и так далее, а младший школьник учится совсем другому, но столь же необходимому.

Ваш ребенок уже умеет концентрировать внимание, но не совсем так, как хотелось бы взрослым. Его внимание привлекается, прежде всего, интересными яркими эмоционально значимыми объектами. Впрочем, есть и зачатки произвольного внимания, и когда ребенок концентрируется произвольно, время не превышает пятнадцати минут. Чаще ребенок-первоклассник может удерживать свое внимание не дольше десяти минут, особенно в первое время, когда стресс от смены обстановки еще сам по себе достаточно велик для того, что бы отвлекать ребенка от учебного процесса.

Ваш ребенок уже умеет запоминать. Причем не только стихи, в которых ему нравится событийность или ритм. Он способен запоминать небольшие блоки информации, но информации, на которой он смог сфокусировать свое внимание тем или иным образом. Часть информации он усвоит из эмоционально интересных объектов, часть сможет усвоить в те моменты, когда его внимание сфокусировано.

Память в это время подчиняется ребенку в необходимых масштабах и поэтому легко дается «вызубривание» новой информации. В чем-то это носит даже элемент игры для ребенка – взять и выучить наизусть текст, не вдаваясь в подробности. Память в основном механическая.

Восприятие не дифференцировано до конца. Из-за этого возникает путаница в цифрах или похожих буквах. Так, «перепуталки» в цифрах 9 и 6 вполне нормальны вплоть до конца третьего класса. Впрочем, этот срок можно сократить, занимаясь с ребенком на дифференциацию восприятия. Так, вы можете разглядывать с ним картины и искать мелкие детали или играть в известную всем игру – «найди отличия».

Планирование. Планирование как таковое отсутствует из-за того, что у ребенка не развита практически внутренняя рефлексия и самосознание. И ребенок-первоклассник действует без прогнозирования дальнейших событий. Путем тренировок он, конечно, научится строить внутренние планы и соблюдать и их и планы внешние и строить даже распорядок дня. Пока же превалирующий «план» - удовлетворение детского хочу.

Словарный запас к моменту первого сентября около 3 тысяч слов, бывает меньше, бывает больше. В целом любому ребенку его хватает для того, что бы понимать требования учителя и задания.

Самоконтроль. Он, конечно же. Есть. Но для взрослого – практически на нулевом уровне. То есть ребенок способен усидеть какое-то время на месте, но иногда это дается ему тяжело. «Виноваты» в этом еще не до конца развившиеся лобные доли больших полушарий головного мозга. Ускорить этот процесс невозможно, соответственно третировать ребенка за неусидчивость – бесполезно.

Итак, ваш первоклассник обладает необходимыми психическими данными для того, что бы находится в обучающем коллективе, но не их недостаточно для того, что бы он демонстрировал т.н. взрослое поведение. Поэтому будьте к нему внимательны и старайтесь его понять – ведь большинство «грехов» связано с физиологической невозможностью.

3. Ваш ребенок идет в первый класс: что он развивает?

Несмотря на то, что первоклассник уже имеет большое количество навыков, в том числе и интеллектуальных, есть вещи в развитии его психики, которые он будет приобретать на протяжении первого класса и до конца четвертого.

Этот возраст не зря называют младшим школьным и не зря в образовательной программе его также ставят особняком. Речь идет о периоде жизни с шести-семи до одиннадцати-двенадцати лет.

 

Внимание. Идя в первый класс, ваш уже совсем не малыш, начинает принципиально по-другому развивать свое внимание. Если к моменту окончания детского сада его внимание было в основном эмоциональным, то к моменту окончания младшей школы оно будет уже произвольным. То есть ребенок будет способен сам сконцентрироваться тогда, когда ему это будет нужно. Развивается эта способность изначально под контролем взрослых и при их помощи, но если переусердствовать, то ребенок наоборот вместо развития подавит в себе возможность к проявлению произвольного внимания.

Память. Способность к запоминанию у первоклассников связана со способностью к концентрации внимания и в начале обучения также носит непроизвольный характер, но в процессе обучения память все более и более подчиняется ребенку и он способен в конце- концов выучить огромные куски текста. Однако память носит механический, а не смысловой, характер и родители должны добиваться от ребенка понимания того, что он выучил, а не просто радоваться тому, что ребенок зазубрил. Чем выше школьная нагрузка, тем больше ребенку нужно понимать, а не сдавать то, что он успел выучить. Способность к синтезированию полученных знаний лежит в основе ориентации в началах наук и, соответственно, в основе успехов в дальнейшем обучении.

Дифференциация восприятия. Поступив в первый класс ребенок может писать задом- наперед, путать буквы и цифры (особенно страдает буква «я» и цифры 6 и 9). Это не страшно, это пройдет. Всю младшую школу ребенок будет учиться увеличивать свое внимание к деталям и к концу начальной школы, но не первого класса будет с легкостью находить, чем один предмет отличается от другого. Пока же уровень первоклассника – описать чем отличается белка от кошки. Но не чем отличается блузка в мелкие розовый горошек от ровно такой же, на его взгляд, блузки в розовый горошек, но с дополнительным рядом пуговиц.

Рефлексия. У младшего школьника медленно, но верно появляется осознание так называемых «общечеловеческих ценностей». При нарушении им принятых в семье и социуме норм, ребенок начинает испытывать угрызения совести. Совесть – вот то, что будет развивать ваш первоклассник.

Долгосрочный прогноз. Способность чувствовать, за что по головке не погладят у ребенка уже есть. Но в начале первого класса она касается буквально нескольких часов. Постепенно эта способность расширяется на неделю, месяц, а затем и на предвкушение последствий работы совести. Так, ребенок может отказаться от драки, зная, что затем его будет мучить совесть.

Планирование. Ребенок учится планировать. Благодаря развитию способности к самостоятельной оценки своих действий и способности прогнозировать (то есть видеть) последствия своих поступков (даже отсроченных на две-пять недель), ребенок начинает приобретать способность к планированию, при чем внутреннему. Младшие школьники в помощь себе частенько составляют распорядки дня или планы на неделю и это здорово. Если у вашего первоклассника есть большие, на ваш взгляд, проблемы с планированием, то вы должны помнить о том, что он только-только приобрел способность к осознанию «надо», но «хочу» все еще доминирует. Впрочем, довольно скоро они сравняются и здоровый ребенок научится при помощи родителей, разумеется, находить

4. Первый класс: распорядок дня в помощь.

Начало учебы в школе – волнительное время и для учеников и для их родителей. Первый класс - как радость, так и стресс для малышей.

Первое время дети сильно устают после школы, становятся капризными, нервными – сказывается полдня пребывания в коллективе сверстников, учебная нагрузка, ответственность, да и просто другая, уже не совсем беззаботная жизнь.

Родители начинают потихоньку впадать в панику: как помочь ребенку восстановить силы, ведь завтра ему снова в школу? Постоянная усталость, несомненно, подрывает иммунитет, поэтому необходимо предпринимать конкретные меры для того, чтобы быть уверенными: малыш набрался сил для следующего учебного дня.

Начните с утра

Чтобы не ослабеть во второй половине дня, важно с самого утра стараться сделать все для поддержания сил школьника. Для этого составьте хотя бы примерный распорядок дня. Подумайте, во сколько должен встать ребенок, чтобы успеть сделать все запланированное перед школой. Ситуации, когда мы позволяем малышу поваляться подольше, а потом начинаем его нервировать постоянными окриками, только усугубляют стресс. Перед учебным днем постарайтесь дать ребенку как можно больше положительных эмоций, зарядить его хорошим настроением и уверенностью, что вы любите его и всегда поддержите в трудностях.

Для себя в программу дня включите небольшой пунктик, чем вы можете порадовать ваше дитя до школы или после нее. Например, это могут быть какие-то сладости, маленькие сюрпризы.

Кто-то из родителей подкидывает в пенал ребенку записку: «Я тебя люблю», кто-то незаметно кладет в портфель любимую конфету. Это один из моментов, вызывающих радость у малыша, а значит, укрепляющих его и физически. Можно делать приятное утром, когда дитя только проснулось, или после школы, когда вы встречаетесь с ним.

Некоторые мамы периодически водят малышей в их любимые места: детское кафе, парк аттракционов, зоопарк. Спросите у ребенка, как бы он хотел отдохнуть от школы, чего бы ему хотелось больше всего. Объясните ему, что когда он «войдет в колею» учебного процесса, он уже не будет так уставать, а пока вы поможете ему взбодриться и набраться сил.

Время после школы

Наметьте в своем расписании план, чем ваш ребенок будет заниматься сразу после занятий, придя домой и пообедав. Наблюдайте за малышом, к чему он склонен: кому-то хочется погулять с друзьями, побегать, кому-то, наоборот, остаться одному дома, порисовать и поиграть с игрушками.

Выберите время, когда вы, помимо помощи в выполнении домашнего задания, будете ежедневно общаться с ребенком. Пусть это будет всего полчаса, но эффективных, удовлетворяющих нужды малыша в общении с родителями. Беседуйте с чадом, играйте с ним в настольные игры, пейте вместе чай, расспрашивайте о школе и о его одноклассниках, мотивируйте его делиться с вами своими чувствами и переживаниями, не сдерживать их внутри и не решать самостоятельно.

Поиграйте в игру «Пять положительных, пять отрицательных историй» - каждый из вас пусть расскажет, что в его дне было положительного и отрицательного, пусть малыш также поделится, что его порадовало, а что огорчило в этом дне.

Нелегкие первые месяцы в школе не должны выработать неприязнь к учебному процессу, поэтому не взваливайте на ребенка дополнительные занятия и кружки, если они ему в тягость. Помогайте в выполнении домашнего задания, чтобы оно не растягивалось на долгие часы и не стало самым мрачным занятием для ребенка.

Перед сном

Четко спланируйте отход малыша ко сну. Многие дети до школы могли ложиться спать достаточно поздно, чего нельзя позволить ученику. В зависимости от того, во сколько ребенок встает утром, просчитайте, чтобы на его ночной сон ушло не менее десяти часов. Это норма для первоклассников. Если малышу не хватает этого времени, увеличьте его, укладывая спать раньше на час или два.

Посчитайте, сколько нужно времени ребенку на подготовку ко сну: на гигиенические процедуры, переодевание и т.д. Постарайтесь устроить все так, чтобы времени было с запасом - не подгоняйте малыша. Также небольшой резерв в пятнадцать-двадцать минут перед сном позволит вам почитать ребенку на ночь интересный рассказ, еще немного пообщаться с ним, спеть колыбельную и просто дать почувствовать ему ваше тепло, присутствие, участие в его жизни.