Социально-коммуникативное развитие ребенка среднего возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Сообщение подготовила

Воспитатель средней группы

 Малкова И.В.

           Как известно, сюжетно-ролевая игра имеет очень важное значение в развитии ребенка  дошкольного возраста. В три года, большинство детей понимают, что они оторваны от мамы и начинают самостоятельно исследовать окружающий мир. В этом нелегком деле и помогает сюжетно-ролевая игра.

          Для детей от 1 до 7 лет игра – важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, её социализации и подготовки к будущему. Игра — один из ведущих видов детской деятельности.

В игре ребенок переживает не только положительные эмо­ции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетво­ренность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

 

         Задачи ПРОГРАММЫ социализации детей среднего возраста в сюжетно-ролевой игре:

продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства; подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

         В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры,   использовать в сюжетно-ролевой игре постройки разной конструктивной сложности из строительного материала.

          Формировать у детей умение договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата.

          Расширять область самостоятельных действий детей в выборе роли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

 

           Дети 4-5 лет осуществляют игровые действия, чаще всего с помощью игрушек, но они уже начинают пользоваться и жестом, и словом, и определенным положением предмета или самого ребенка. В этом возрасте особое значение приобретают предметы-атрибуты: всевозможные шапочки, фартуки, халаты, сумочки. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику орудийных действий в той или иной профессии. Врачу необходим халат, стол для приема, палочка, обозначающая градусник или шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы с легко снимающейся одеждой или голыши, завернутые в одеяло. У больных детей должны быть свои папы и мамы.

 

           Для реализации своих игровых целей ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры со­вершает определенные действия и поступки, вступает в разно­образные отношения с играющими.

          В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовле­кается вся личность ребенка: его психические, познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Показатели взаимодействия детей в игре:

1. Вступает ли ребенок во взаимодействие или игра носит индивидуальный характер?

2. Как ребенок ставит игровые задачи взрослому и сверстнику?

3. Умеет ли ребенок принимать игровые задачи?

4. Какова длительность взаимодействия?

         Для того чтобы отобразить в игре, какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться, разумеется, с помощью старших. Что же добавляет к этому знакомству игра? Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.

         В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.

Как же воспитатель должен осуществлять функции руководства игрой, какие педагогические средства использовать?

          Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.

 

 

 

Совместная деятельность взрослого и ребенка в развитии сюжетно-ролевой игры.

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Успешность игры зависит от умения детей понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.

3. Для того чтобы втягивать детей в игру, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно, развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

Следует особо отметить, что игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой воз­можно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в вооб­ражаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами) новые повороты в развитии сюжета. Это значи­тельно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное; он помога­ет наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.

                                                                                   

 

 

Развитие самостоятельной творческой деятельности в сюжетно – ролевой игре у детей дошкольного возраста будет эффективным при следующих педагогических условиях:

1.  Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

2.  Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта.

3.  Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

4.  Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

 

Также родители могут подтолкнуть малыша к тому, чтобы он самостоятельно изготовил себе игрушки (эти упражнения хорошо развивают воображение ребенка).

После игр полезно обсудить с детьми: во что играли и кем были для называния, обозначения роли, осознания игры.

 

 

Перспективное планирование работы с детьми 4-5 лет по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Я И МОЯ СЕМЬЯ

 

Темы, цель, игровое мероприятие

Взросло-детская (партнерская) деятельность

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей

Материалы и оборудования

 

Вид

Форма организации

 

 

Я и моя семья. Формирование представлений ребенка о себе и близких людях. Итоговое мероприятие: выставка совместного творчества взрослых и детей «Что нам осень принесла» 

Игровая

Сюжетные игры «Семья принимает гостей», «День рождения куклы», «Кукла заболела», «Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Непредвиденная ситуация на дороге»,

Дидактические игры: «Вежливые слова» «Позвони по телефону маме (папе)», «Где мы были, что мы видели» «Кому что нужно для работы»,

«Кто что любит делать?» и др. Театрализованная игра по сказке три медведя». Игра драматизация «Наша Маша маленькая», «Почему так?».

Игра с любимой игрушкой, персонажем и ролевыми атрибутами. Действия с персонажами сказки  «Три медведя». Рассматривание семейных фотоальбомов. Конструирование из крупного и мелкого конструктора знакомых построек. Игры с водой, мыльными

пузырями, эксперименты с песком, глиной. Моделирование состава семьи  (круги большие и маленькие). Продуктивная деятельность со знакомым природным изобразительным материалами.

Куклы крупные и средние; телефон. Крупная кукольная мебель, стулья, кровать, диван, шкафы для белья и посуды, кухонная плита; наборы чайной и столовой посуды, постельные принадлежности и одежды для кукол и др. Картинки  с изображением предметов, необходимых для деятельности мужчине и женщине, членов семьи, хороших и плохих поступков. Шапочки- маски  для драматизации сказки «Три медведя».(семейные фотоальбомы) фотонрафии членов семьи портретного типа и в полный рост. Конструкторы крупный и средний.

Беседа «Моя семья», «Праздник в моей семье», «В нашей семье все трудятся», «Любимые занятия членов нашей семьи», и др. Рассказывание на тему «Наша дружная семья», Описательные рассказы «Нужные помощники», (предметы быта) и др. Ситуативные разговоры и речевые ситуации: «Ты заблудился», «Ребенок разбил любимую мамину вазу» и т.д.